Наряду с давно распространенными стандартами пищевой безопасности мы отметили положительную динамику в заинтересованности предприятий в получении органического сертификата. Причем это касается всех сфер деятельности начиная от выращивания и завершая готовой продукцией. Однако, не все предприятия потенциально могут получить сертификат. Рассмотрим наиболее яркие примеры:

- Дикоросы. Растения и грибы, произрастающие в дикой природе (пусть даже в крайне благополучном районе с точки зрения экологии), не могут быть под контролем человека и невозможно предоставить достоверных данных по процедурам обеспечения органических методик выращивания. Тем более за несколько последних лет. Кроме того, в большинстве случаев сырье принимается от местных жителей, которые собрали грибы/ягоды/орехи/травы/ шишки и т.д. в лесах/полях/горах и т.п., находящихся в свободном доступе. Какие факторы воздействуют на дикоросы в полной мере оценить нельзя. При этом даже достоверно проследить происхождение сырья не представляется возможным. Соответственно, аудитор технически не может оценить комплекс факторов, влияющих на органические составляющие продукции, что делает процесс сертификации неосуществимым.

- Переработка неорганического сырья в органическую продукцию. Важно соблюдать непрерывность цепочки органической продукции на всех этапах. К нам неоднократно обращались предприятия, желающие наносить маркировку ОРГАНИК на продукт, в производстве которого не используются синтетические или иные неорганические добавки, но при этом сырье не имеет органического статуса. В основном это производители овощной консервации. К сожалению, пока у них нет соответствующего сырья, приходится откладывать процесс сертификации, пока не будет подобран подходящий поставщик с сертификатом органик.

- Использование органического сырья, сертифицированного по другому стандарту. Важный момент, о котором редко упоминают: все участники органической цепи должны быть сертифицированы в рамках одного стандарта. То есть, к примеру, нельзя закупить сырье с сертификатом USDA NOP и вовлечь его в процесс производства продукции EU Organic Bio.

- Предприятие, не соблюдающее принципы органического выращивания/переработки и не имеющего соответствующей ретроспективной документации. То есть решение о сертификации должно приниматься заранее, чтобы войти в период конверсии с уже разработанными и эффективно действующими органическими процедурами. Важно понимать, что конверсионный период, это отрезок времени (1-3 года, как правило) за который предприятие, применяя уже внедренные процедуры, переходит на полностью органическое производство. Конверсионный период не является подготовительным этапом.

При принятии решения об органической сертификации стоит в первую очередь оценить степень соответствия предприятия общим требованиям непрерывности органической цепи. Отказ от классических методов борьбы с вредителями и болезнями, а также от различного рода стимуляторов должен быть осознанным и подкрепленным альтернативными органическим методиками. Если все условия осуществимы, подбирается исходный посевной материал или если говорить о животноводстве, то материнское стадо, например, или культура мальков, инкубационные яйца и т.д. Идеальный вариант – это приобрести сертифицированный стартовый материал и далее уже самовоспроизведением осуществлять поддержание необходимого объема производства. Если говорить о семенах, то не стоит забывать, что во избежание расщепления признаков выбирать стоит только сорта, а не гибриды. Хотя при некоторых условиях допустимо воспроизведение органического исходного материала из неорганического, но это скорее исключение. Немаловажно уделить особое внимание посевным территориям, а для животных условиям содержания, выгула и обеспечению органическим кормом.

Подбор стандарта в первую очередь опирается на рынок дальнейшего сбыта. Но бывают случаи, когда некоторые категории продукции не могут быть сертифицированы по какому-либо стандарту. Например, в стандарте USDA NOP отсутствует категория аквакультуры и всего водного сегмента. Значит, ни водоросли, ни рыбы, ни моллюски, ни ракообразные не подходят для сертификации по этому стандарту. С целью подбора стандарта можно обратиться в орган по сертификации, где квалифицированно помогут сориентироваться с этим вопросом.

Рекомендовано перед сертификацией провести обзорно-диагностический аудит, который позволит до сертификации и до момента вступления в конверсионный период окончательно оценить степень подготовленности предприятия. Эта процедура не является обязательной, но зачастую очень помогает на этапе принятия решения о сертификации или в завершение подготовительного этапа.

После того, как стандарт выбран и предприятие подготовлено к аудиту, заключается договор с органом по сертификации, который имеет соответствующую аккредитацию. Регистрируется официальная заявка, и после всех этапов оформления назначается дата аудита. Длительность аудита зависит от параметров предприятия и рассчитывается для каждого объекта индивидуально.

 Важно отметить, что Еврокомиссией установлен порядок проведения аудитов предприятий на территории России дважды в год. Соответственно один аудит анонсированный, второй неанонсированный. Желательно при согласовании сроков аудита учитывать возможность проведение обеих проверок в период активного функционирования предприятия, если присутствует сезонность.

 Стандартная проверка включает в себя следующие этапы:

- вступительное совещание;

- обход (объезд) полей/ осмотр цехов производства/ мест содержания и выгула животных;

- общение аудитора с агрономами/ветеринарными врачами/начальниками цехов;

- обзор складов сырья, посевного материала, кормов, готовой продукции;

- проверка документации: этикетки, спецификации, органик процедуры, OSP (organic system plan);

- отбор образцов;

- заключительно совещание.

После аудита формируется отчет. При наличие допустимого числа незначительных несоответствий предоставляется время (обычно не более 28 календарных дней) на их устранение. После предоставления выполнения корректирующих мероприятий, соответствующие отметки вносятся в отчет и далее сертификатор объединив данные из отчета аудитора и сопоставив их с результатами лабораторных испытаний принимает решение о выпуске сертификата.

Сертификат действует 1 год. В случае, если предприятие только вступило в период конверсии, который будет длиться, например, 2-3 года, то в первый год сертификат не выпускается. В последний год конверсии выдается сертификат о том, что предприятие находится в переходном периоде с обозначением сроков его планового завершения. После завершения конверсионного периода при положительном решении о сертификации выпускается полноценный сертификат.

 

За более подробной информацией или для подачи заявки на сертификацию Вы можете обратиться в международный орган по сертификации ООО «Контрол Юнион Сертификейшенс».

 

Мы всегда рады новым знакомствам и интересным проектам.

Контакты для связи:

Таганова Елена

Коммерческий директор

 +7 906 082 5789 ∙  

Skype etaganova_cu_moscow

 etaganova@controlunion.com

Автор : btamedia