
Схема консалтинга. Как выбрать стандарт. Как проходит консалтинг. Как подготовиться к сертификации.
Большинство предприятий уже приняли решение по необходимости в сертификации по международным стандартам НАССР, ISO 22000, FSSC 22000, BRC, IFS, ISO 9001, ISCC, Global Gap , ISO 22716 и т.д.
К сожалению, как правило, сотрудники предприятия не могут самостоятельно подготовиться к сертификации и вынуждены обращаться к консультантам. Это позволяет заранее выявить и детально проработать все свои недочеты. Стоит помнить, что оплачивая сертификацию, вы оплачиваете саму процедуру оценки, а не успешное прохождение. Поэтому, дабы не выбрасывать денег на ветер лучше подготовиться заранее.
За последние полгода-год нашим специалистам как никогда часто задают одни и те же вопросы: «Каким образом происходит оказание услуг по консалтингу? Как это выглядит на деле? Что происходит во время консалтинга? Какую работу осуществляет консультант, а какую необходимо выполнить самостоятельно?». Эти вопросы возникают неспроста, и думаем, что данная статья будет Вам полезна. Если вы ее сейчас читаете, значит и у Вас возникали подобные вопросы.
Итак, этапы консалтинга всегда одни и те же, а вот наполнение каждого зависит от выбора стандарта и начального уровня подготовки. Коротко о каждом этапе:
1. Выбор стандарта.
Поговорим на примере трех стандартов пищевой безопасности НАССР, ISO 22000 и FSSC 22000.
Выбор в данном случае, скорее всего, будет зависеть от того, какие требования выдвигаются к предприятию со стороны рынка сбыта. Если продукция поставляется в сети (как правило, это крупные сети с управлением международного уровня), которые работают в системе GFSI, то естественно сразу нужно остановить свой выбор на FSSC 22000. Если вы поставляете продукцию в мелкие сети или единичные точки сбыта, то вполне может быть достаточно и ISO 22000 или НАССР. Ввиду того, что наличие последнего уже является обязательным, то решение в пользу ISO 22000 зависит от желания иметь конкурентное преимущество.
Задача предприятия: максимально четко описать свою текущую ситуацию и планы на обозримое будущее (например выход на осуществление экспорта за рубеж).
Задача консультанта: подобрать оптимальные стандарт в соответствии с реальными потребностями предприятия.
2. Диагностический аудит.
Эта процедура позволяет будущему консультанту получить общую картину ситуации на предприятии и определить степень подготовленности к сертификации. Основная цель – выявить как можно больше несоответствий, чтобы все их устранить до сертификации. И сразу возникает вопрос: «Как подготовиться к диагностике?». Ответ простой: «Готовиться специально (заранее маскировать имеющиеся проблемы) не нужно! Важно показать фактическое состояние дел.» Единственное условие : предприятие должно функционировать в своем обычном рабочем режиме.
Задача предприятия: показать полную картину ситуации на предприятии
Задача консультанта: максимально точно оценить степень готовности предприятия
3. Составление совместно с консультантом календарного плана работ.
План составляется на основании отчета по итогам диагностического аудита.
Задача консультанта: разработать план работ с таймингом по каждому несоответствию
Задача предприятия: согласовать план и при необходимости скорректировать исходя из внутреннего распорядка на предприятии.
4. Обучение персонала.
Данный этап необходим для осознанных действий персонала и эффективного взаимодействия с консультантом. Также обученный персонал и после сертификации сможет поддерживать систему менеджмента в рабочем состоянии. В рамках консалтинга проводится тренинг только по той системе менеджмента, которая внедряется в рамках проекта. То есть если мы, например, готовимся к сертификации по ISO 22000, то и тренинг будет по этой системе, если планируется сертификация по FSSC 22000, то и тренинг будет только по FSSC. Дополнительные тренинги, обсуждаются отдельно. Иногда персоналу для понимания материала по FSSC 22 000 необходимо предварительно пройти курс по НАССР (но это все сугубо индивидуально)
Задача предприятия: сформировать группу слушателей из числа специалистов своего предприятия
Задача консультанта: донести необходимую информацию в доступной и понятной форме, удостовериться в качестве усвоения материала. Организовать практическое закрепление материала.
5. Совместная с консультантом разработка недостающей документации и доработка имеющейся
Задача предприятия: показать всю необходимую документацию и дать по ней комментарии. Заполнить предоставленные консультантом шаблоны недостающей документации.
Задача консультанта: проанализировать всю документацию и предоставить шаблоны недостающей. Проконтролировать правильность заполнения шаблонов. Свести всю документацию с гармоничную систему.
6. Внедрение процедур
это переход от теории к практике. Все разработанные и ранее имевшиеся процедура должны эффективно функционировать в рамках системы менеджмента и в соответствии с требованиями стандарта.
Задача предприятия: выполнять все требования, прописанные в документации
Задача консультанта: проконтролировать правильность функционирования процедур и при необходимости дать рекомендации по коррекции.
7. Предсертификационный аудит.
Это своего рода репетиция сертификации и подведение итогов всей ранее осуществленной работы.
Задача предприятия: соблюдать все рекомендации консультанта. Обеспечить функционирование предприятия в соответствии с требованиями стандарта.
Задача консультанта: провести аудит предприятия в полном соответствии с требованиями стандарта и при необходимости скорректировать действия предприятия.
Сертификация проводится только тогда, когда есть полная уверенность в том, что предприятие соответствует требованиям стандарта.
Контактное лицо для обсуждения вопросов консалтинга:
Григорий Беленький
Генеральный директор
Мобильный: +7 (903) 584-15-81
E-mail: GBelenky@controlunion.ru